Прихожанам храма Когда говорят; "Мы идем в церковь", - это значит идти на собрание верующих, чтобы быть теми, кем стали в день своего крещения, то есть членами Тела Христова. "Вы, - говорит св. Апостол Павел, - Тело Христово, порознь члены" (1 Коринф. 12, 27). Следовательно, православный христианин приходит в храм Божий явить и осуществить в Собрании верующих свое членство, засвидетельствовать и подтвердить свою причастность к Телу Христову и Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами, прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: "Дом Мой домом молитвы наречется". А Церковь - это и есть дом Господень. "Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди их" - заповедал Христос Спаситель. Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее Духа, Цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения - и вы привыкните к Церкви, полюбите ее, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды. Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот кто понимает, что в Святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству, ибо только нехристианин может быть безразличен к реченному Спасителем: "Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов", "Пийти от нея вси, сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Знание богослужения избавляет от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборования) надо принимать только перед смертью. Но соборование совершается над больными душой и телом в любом возрасте ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя и слушающего. Безгрешных людей нет. Но Господь, любя созданных по Его образу и подобию людей, неустанно призывает нас в Свою духовную лечебницу - Церковь. Исповедь - это таинство, в котором человеку прощаются грехи и он получает благодатную помощь для оставления греховной жизни. Причащение - это церковное танство, в котором под видом вина и хлеба верующий христианин вкушает святые дары - Тело и Кровь Христову. Служба, на которой совершается причащение, называется Божественной Литургией. Исповедываться и причащаться как можно чаще должен каждый православный христианин. Причащаться надо только натощак. Для подготовки к причастию нужно прочитать специально установленное молитвенное правило - последование ко Святому Причащению. Подготовка к причастию, включающая в себя пост и молитву, называется говением. В Храме Божием душа христианина наполняется живой верой, крепкой надеждой и неиссякаемой любовью к Богу, ибо Храм - место проникновения молитв и глубоких духовных переживаний. Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. .." Можно читать и такие молитвы и псалмы, как "Достойно есть", 50 и 90 псалмы и др. Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклонами. Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, хождение, непосредственно не связанное с чином (правилами) богослужения, а тем более смех оскорбляют святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога. В храме мужчины любого возраста снимают головные уборы и должны стоять справа, женщины же молятся с покрытой платком головой, находясь в левой части Храма. (У древних христиан левая и правая части храма отделялись специальными ограждениями, и церковные служители не допускали нахождения за ограждением одновременно мужчин и женщин). Это мы знаем из Священного Писания: "Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову". К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается. Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами: "Боже милостив буди мне, грешному(ой)", "Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя" и "Создавый мя, Господи, прости мя". К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм и быть участником богослужения от начала до целования Креста. Прежде надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви: дважды перекреститься, поклониться и приложиться, т. е. поцеловать Святую икону и еще раз перекреститься и поклониться. В записках о здравии или за упокой пишутся только имена и только крещенных людей. За некрещенных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например Ольги, а не Оли), аккуратным почерком. Неправославные имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся. В одной записке пишутся не более 10 имен. Нет необходимости поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Серафима Саровского, Святителя Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них. В Храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого необходимо подойти к нужной иконе. Однако, если в Храме много людей, то для того, чтобы не нарушать тишину, можно поставить свечу на тот подсвечник, около которого молящийся находится, но помолиться при этом своему святому. Каждый с верой взирающий на Крест получает спасение и защиту. Дьявол не может явиться в образе Креста для прельщения. Поэтому крестное знамение - главное и верное орудие против дьявольских козней. И каждый христианин должен носить нательный крест, никогда его не снимать ни с себя, ни со своих детей. Крест одевается священником при крещении, его надо носить всю жизнь. Конечно, Крест может потеряться - в этом случае сразу же надо купить другой. Мы не знаем, что с нами может случиться в любой момент нашей жизни, и если у нас нет Креста - защиты и спасения, мы можем погибнуть. Крест, приобретенный не в Храме, надо обязательно освятить. Некоторые родители снимают Крест со своего ребенка боясь, что он его может потерять, или по другим причинам, упуская из виду, что без Креста может случиться что-то еще хуже. Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает "поминальные" частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в "свечной ящик", откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора - это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью "IС ХC NI КА" ("Иисус Христос побеждает"). Просфора (греч. - приношение ) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами - Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную. В Церкви есть правила поведения во время соборной молитвы. Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или со Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову. Когда священник кадит в нашу сторону, читает Евангелие, произносит слова "Мир всем", принято склонять голову. Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить, христианин кладет руку правую на левую (ладони вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования. В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник, и поцеловать его. Перед выходом из Церкви в "свечном ящике" можно взять просфору, а также посмотреть, что еще необходимое можно приобрести. Если продаются иконы, надо вспомнить, есть ли дома и какие. Дома в каждой комнате и на кухне должны быть иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы во всех комнатах являются постоянными знаками полученного домом освящения (после церковной требы). Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Когда мы молимся в храме, мы видим вокруг себя народ божий, молящихся. Когда мы молимся дома, мы имеем наставлением слова Христа: "Когда молишься, войди в комнату твою….". Но и тогда мы не одни. Икона в углу нашей комнаты (обычно на восток) является окном в Царствие Божие и связующим звеном с его обитателями. В центре обычно помещается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери, справа - икона святого Иоанна Предтечи или иконы святых, среди которых может быть икона святого, в память которого молящийся крещен. Перед иконами ставят (вешают) лампаду или свечу, которую зажигают во время молитвы и воскресной и праздничной службы. Икона должна быть и в детской комнате. Даже грудного ребенка хорошо подносить к иконам, чтобы он посмотрел на огонек теплящейся перед ним лампады, прикладывать к ним. Лампаду тоже можно приобрести за "свечным ящиком". Там же продается духовная литература: Новый Завет, Закон Божий, православный молитвослов. Каждый член Церкви должен иметь эти книги. Молитвослов содержит утренние и вечерние молитвы, молитвы перед Причастием и для прочих нужд. В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу смиренно и с чистым сердцем, так же, как это делали святые отцы во время своих молитв. Кроме молитв, содержащихся в молитвеннике, мы, конечно, можем молиться и своими словами. Вместе с молитвой всегда нужно читать хотя бы главу из Священного Писания. Первым условием для тех, кто хочет научиться молиться, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня - таким образом мы приучаем себя к духовной дисциплине. Мы должны приучить себя к молитве, поэтому молитва является подвигом до конца нашей жизни. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем количество молитв. Необходимо приучить себя и своих детей к молитве перед едой и после нее. Читая молитвы, надо следить за тем, чтобы правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Если вы замечаете, что мысли рассеиваются, лучше вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось. При этом надо замедлить чтение и постараться обращать внимание на каждое слово. Есть молитвы, которые каждому христианину нужно знать наизусть. Это "Отче наш" - молитва Господня, данная нам непосредственно самим Христом, "Символ веры", Похвала Пресвятой Богородице, а также утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову. |
||
|